Главная 2014 Декабрь Из "Путаных мыслей..."-7. Равновесия баланса.

Из "Путаных мыслей..."-7. Равновесия баланса.

picture-2463

Баланс - краеугольное понятие в настройке системы. Ни одна беседа о звуке не мыслима без него. Мне доводилось слышать "специальные" разговоры, в которых "баланс" вообще использовался как связка слов, типа "бля", то есть составлял примерно половину всего сказанного, но...

Как часто бывает в таких "универсальных" случаях, понятие от частого употребления теряет четкость границ и содержательную ясность. Понятие "баланса" здесь не исключение.

Типа, ну, ты чё, не знаешь, в самом деле - баланс... понятно же...

Между тем я абсолютно согласен с его главенством в разговорах о звуке. И оттого мне бы хотелось попробовать разложить по полочкам понятные мне смыслы этого привычного для всех и абсолютно необходимого для звука явления. Явления равновесия отдельных компонентов.

Чаще всего в понятие баланса вкладывается представление о равновесии параметров АЧХ. И перво-наперво, соотношение высоких и низких частот в воспроизводимом звуке. Тут мы сразу же имеем "два в одном", потому что соотношение это формирует не только звук, но и пространство, в котором этот звук возникает. Пространство сцены.

Усиление низкочастотный составляющей добавляет тактильности, осязаемости звуку. Дает ему основательность, глубину, я бы сказал "масляность". Но одновременно оно же отбирает все это у пространства сцены.

"Утолщение" звука автоматически приводит к размыванию пространства сцены. Последняя теряет четкость деталей, прозрачность воздуха. Обычно все это прочерчивается высокочастотной составляющей, "тонкими" звуками. Их деградация в общей картине как раз и приводит к вышеупомянутым потерям.

Здесь, впрочем, тоже есть "два в одном".

Однако, прежде чем "двоить" понятия в очередной раз нам следует договориться об одной мелочи.

Предполагается, что для аутентичного воспроизведения определенного звука необходим вполне определенный баланс. Некое равновесие, центр которого нельзя смещать ни вверх, ни вниз без риска утратить исходные пропорции. То есть, если у нас есть Фотошоп и в нем, например, фотография статуи Давида, то ее можно увеличивать, уменьшать (масштаб звука), делать более мутной или более резкой и т.п. И при этом Давид все равно будет похож на правду. Но вот, если мы начнем изменять пропорции картинки, тогда мы точно запутаемся в определениях. И никакие "…а я так вижу" Давида уже не спасут.

Иными словами, я хочу сказать, что любая система имеет на самом деле только одну точку равновесия. И, если она найдена верно, звук системы может и не будет классным, но точно будет аутентичным записанному.
Теперь давайте вернемся к нашему равновесию "тонкого" с "толстым".

И вновь, для наглядности, обратимся к манипуляциям с фотографией.

Здесь есть очень простые правила.

Тонкие звуки придают нашей картинке резкость. Добавление к ним толстых звуков превращает резкость в контраст. То есть НЧ - это заливка черным, ВЧ - вырезка из этой заливки картинки нужной конфигурации. Если мы будем усиливать толстые звуки и ослаблять тонкие, мы получим матовое, туманное, гулкое изображение. Если, напротив, толстые звуки будут ослабляться а тонкие усиливаться, картинка станет похожа на рисунок пером, либо на пейзаж при ярком полуденном свете, когда не видно ни цветов, ни оттенков, о одни только абрисы предметов.

Другими словами, толстые звуки дают материал для формирования собственно картинки, а тонкие для формирования ее границ и пространства, в котором эта картинка реализуется. Как по мне, то все звуки выше 10кГц вообще описывают больше пространство, чем звук как таковой.

Баланс между пространством и звуком, между тонким и толстым, позволяет нам установить то, что в фотографии называется ГРИП (глубина резкости изображаемого предмета). То есть найти равновесие, при котором объект представлен нам с максимальной четкостью во всех деталях и по всему своему объему. Что возможно только при достижении верного тонального баланса.

Когда все эти шаги пройдены можно сказать, нам удалось полностью сформировать аутентичный звуковой образ.

Однако, все эти рассуждения пока еще находятся вне пределов нашего сознания.

"Разбирая технологию цветного изображения, необходимо все время помнить об этих двух его ипостасях: естественнонаучной и психоэстетической..." (http://ezhe.ru/data/vgik/zhv-cvet_kontrast_2.html) - писал В.Железняков в своей великолепной монографии о цвете и контрасте.

Мы до сих пор говорили о естественнонаучной составляющей формирования аутентичной звуковой картинке. Перейдем к психоэстетической.

Наш с вами эмоциональный и интеллектуальный отклик один только и является водоразделом между набором звука и музыкой. Его природа по большей части субъективна и определяется индивидуальным жизненным опытом, воспитанием, предрасположенность и проч.

Но при всем при том наш внутренний мир должен срезонировать с внешним раздражителем в виде звукоряда, звуковой картинки. Для этого нужно соблюдение по крайней мере двух важнейших условий. 
Картинка должна сама по себе нести эмоцию, а эта эмоция должна восприниматься нами естественно, то есть быть живой.

Крик, визг, рык - все то, что основано на амплитудном воспроизведении, человек воспринимает больше как предостережение, как источник адреналина, как предвестника физических действий. Это все очень контрастные, грубые эмоции в основе которых лежит страх.

По-настоящему сложные, созидающие нашу душу эмоции основаны на прямой его противоположности, на нежности. Это тонкий мир, который порождается мелодической основой, но реализуется через отзвуки. Через шлейфы, подзвучки, отражения - через акустическую пыль. Основа для воспроизведения живой и естественной эмоции очень похожа на круги на воде, после брошенного камня. В центре возникает амплитудно-контрастная доминанта, а по краям она успокаивается, как круги на воде, уходя в отзвучия.

Так же, к слову, мы не только слышим, но и видим живой мир.

Приведу цитату без первоисточника (запамятовал сделать сноску - сорри).

Речь там о легендарном фотографе Роберте Каппе:

"Капа снимал на пленку, и у него не было Photoshop, так что ему на собственном опыте пришлось убедиться, что область самого сильного контраста должна находиться в композиционном центре. Чем дальше от нас расположен предмет, тем менее он контрастен. Мы хотим, чтобы самые светлые и самые темные области находились в центре композиции, потому что они бросаются в глаза. Хотя композиции Капы просты, он умел следить за освещением."

Проблема современных технологий "высокого конца", как в фото, так и в аудио моде, на мой вкус, заключается как раз в том, что там отрицается этот естественный принцип затухания от центра к краям. Во главу же угла ставится равномерное, максимально детальное воспроизведение оригинала по всей плоскости картинки. А это «глянец» в чистом виде.

Однако, вернемся к нашим "эмоциям". Представим себе певца, исполняющего некую вполне себе эмоциональную арию. Хороший певец передает эмоцию амплитудой и оттенками голоса. Гениальный же певец способен не просто понижать или истончать голос до пределов возможного, но при этом еще как бы убирать, прятать его в себя добравшись до этих пределов. Слушатель воспринимает это не как вертикальную (выше-ниже), но как горизонтальную (ближе-дальше) модуляцию. Именно этот баланс вертикальной и горизонтальной модуляций превращает звук из просто хорошего в первоклассный. Делает из «исполнения» произведение искусства.

Итак, настраивая систему мы перво-наперво ищем баланс между высокими и низкими, между тонким и толстым, между звуком и пространством. Таким образом мы находим центр, вокруг которого балансирует звуковая картинка в нашей конкретной системе. Дальше мы переходим к тонкой настройке. Необходимо максимально прояснить пространство вокруг этого центра, достигнув четкости ГРИП. Если это удалось, мы должны услышать горизонтальную модуляцию и привести ее в равновесие с вертикальной.

В какой-то момент, при верном движении, звук отчетливо изменит структуру. Это сложно описать словами.

Процесс этот немного похож на отрыв мыльного пузыря от соломинки, через которую его надули. Пока этого не произошло, пузырь вихляется, беспрерывно меняет конфигурацию и проч. В миг отрыва он одномоментно формируется в шар. В самостоятельную, независимую, точно вычерченную форму.

У меня этот процесс всегда ассоциируется с мгновенным замораживанием струи воды из мультика "Том и Джерри". Поэтому я для себя называю это отвердением звука. Для меня только в этот момент звук обретает должную твердость и определенность. В этот момент фокусировки всех возможных равновесий звук становится максимально независимым от всевозможных помех. В этот момент у слушателя пропадает желание рассуждать о тракте, шнурах, тембрах и прочих частных вещах. Это момент истинного контакта с музыкой, момент осознания своей собственной души.

И вот тут начинается настоящая путаница...

 

 

 

Комментарии 

 
#1 amd 15.02.2015 21:08
Евгений
1.Мнение о единственности точки сборки баланса основано, как Вы совершенно справедливо заметили на желании и , что главное возможности добиться аутентичности исходного звукового образа и воспроизводимог о. Но это заблуждение, это невозможно ни на физическом ни на психоэстетическ ом уровнях, и обусловлено различием времени, места и обстоятельств.
2.То что Вы вместе с В.Железняковым называете психоэстетическ им в общем то в миру больше откликается на имя Искусство и имеет свои законы лежащие в иных плоскостях нежели физическое и понятие баланса в искусстве куда более содержательное чем при конструировании его из физического.
3.Если использовать Вашу аналогию звука и картинки то я считаю что Аудио, ну по крайней мере аудио как я его понимаю, все же ближе не к весьма статичному искусству фотографии а к динамике кино. Не столько сама картинка, сколько ее развитие, изменение во времени, ее житие.
Цитировать
 
 
#2 Евгений 17.02.2015 08:46
Я не буду настаивать на тех или иных паралелях, amd, они для меня, по существу, не принципиальны. Вводятся они исключительно для наглядности того подхода, на котором я сегодня остановился. Так что, может быть, Вы и правы терминологическ и, но методически, сколько я понял, возражений нет...
Цитировать
 
 
#3 Aliveviolin 19.02.2015 01:32
Евгений, спасибо! :-)
Статья заслуживает статуса - "Обязательна для ознакомления"!
Цитировать
 
 
#4 Евгений 19.02.2015 23:11
Спасибо на добром слове, Aliveviolin!
Цитировать
 
 
#5 yuri 19.02.2015 23:24
Евгений,как понял. под сбалансированно й системой вы понимаете систему, выдающую звук. приближенный к живому?
Цитировать
 
 
#6 amd 20.02.2015 00:48
Евгений
Просто вести дискуссию на столь серьезную тему как баланс и его место в искусстве звуковоспроизве дения и укладываться при этом в 1000 знаков невозможно. Если Вы решите проблему представления, то диалог вполне возможен. Я пытался как то на сайте покойного Лихницкого что то подобное но... результат Вам известен.
Тем более что можно было бы поговорить и о некоторых проблемах Ваших прекрастных динамиков.
Цитировать
 
 
#7 Евгений 20.02.2015 10:16
Я бы хотел сказать, что не настаиваю на всем вышеизложенном. Все может быть совсем по-другому. Просто я этим пользуюсь в быту и сейчас решил изложить пошагово здесь.
Рад вашему вниманию. Еще больше буду рад, если кому-то пригодится. А дискутировать?... Не очень понимаю, о чем здесь дискутировать...
Цитировать
 
 
#8 mixtver 20.02.2015 23:22
Хорошая работа, Евгений! Образно и понятно. И интересно!
Цитировать
 
 
#9 Strukoff 20.05.2015 16:08
очень тонко на грани и за гранью реальности...
Цитировать
 
 
#10 Евгений 11.06.2015 22:51
Спасибо!
Цитировать
 
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
 

Translate with Google

English Russian

Поиск