Александр Балаев. Неуклонное движение с грандиозным результатом или Коротко о соразмерности.
Казалось, совсем недавно писал я об этой системе (Александр Балаев. Твердая рука - владыка...).
А ить, поди ж, два года прошло...
Как-то так получилось, что сам я за это время натурально потерялся во времени и пространстве, а Саша как-то и не звал. А второго дня, зацепились мы с Мишей Дмитриенко (АКА Евлампий) языками по телефону, ну, он и наааачал рассказывать... В общем, положил я трубку после разговора с Михаилом и тут же набрал номер Александра, пока жизнь опять не сдула...
И, как по волшебству, все срослось и уже назавтра оказался я в Химках. Прям с утра. Кому-то ведь должно везти в этой жизни, да? Вот мне и выдали славный денек, в уходящем, как медальку...
Далеко не все системы запоминаются по звуку. Но систему Балаева я помню так, словно накануне только слушал.
Помню огромное пространство в котором жил очень логично и точно построенный звук. Мне тогда показалось, что он маловат и тяжеловат для такого объема. Но сам объем был настолько велик, а ощущения, которые оставляла по себе система были настолько грандиозны, что я побоялся тогда формулировать до конца. Просто не понял многого.
А главное, не понял, куда это можно развивать? К чему вести? Что получить, в конце концов, в итоге?
И вот он, этот итог, оказался сегодня прямо передо мной.
Жизнь устроена таким образом, что кто-то с женой совладать не может, кто-то, как Василий Иванович, полком командует, а кому-то, как в том анекдоте, по плечу и в мировом масштабе себя проявить.
Александр Балаев определенно из последних.
Ясное понимание того, что кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая, ведет его неуклонно. И понимание это, помноженное на неуклонность и последовательность, дало удивительный результат. Мне доводилось видеть системы очень не бедных людей, но здесь совсем другое. Здесь каждая пайка выношена, продумана и реализована собственной рукой. Оттого и разговор о системе невозможен без разговора о человеке.
Однако же, система, да...
Главное ощущение изменений в ней связано с тем, что звук и объем сцены стали соразмерными. Концепция не поменялась, нет. Это все тот же звук, на две трети состоящий из баса, но он стал плотней, точней. Его стало больше, а пространство сцены... я не решусь сказать, что оно уменьшилось... Но такое ощущение, что они, звук и сцена, нашли друг друга, почувствовали края и слились, наконец, в единый звуковой объем.
Тому были объективные причины. И хотя, как и сказано, концепция звука осталась неизменной: опора на низкочастотный фундамент с постепенным строительством верхнего диапазона, - но, на самом деле, в системе поменялось многое.
НЧ-диапазон здесь играет от реальных 20Гц (мама!) до 100Гц. Дальше - раздел. Потом вступают среднечастотники во фронтальных рупорах. Среднечастотники эти, как и принято у air-ов, да еще и на подмагничивании, обеспечивают полоску до самого верхнего верха. Моторы у них остались старыми, килиманджаровскими, обновились диффузоры, вывешенные на подвесы, мастерски отформованные из кожи молодого козленка Сергеем Еремеевым. Все это, впрочем, было пока еще только доводкой прежних идей.
Радикальному обновлению здесь подвергся усилительно-коррекционный тракт. Я по субьективным причинам не очень люблю описывать "железо", но мимо этого пройти было бы преступлением. А поскольку вся история закрутилась с Евлампия, как мы помним, и он же сам-один оказался идеологом нового тракта, то и я не сумел пройти мимо такой откровенной рифмовки житейских "случайностей".
Призвал Мишу к ответу. По счастию, он не отказал мне в комментарии, который я тут же и приложу сюда, как и получил, письмом:
"Александр максималист и очень хороший человек,- написал мне Михаил, - поэтому хотелось помочь ему сделать максимально хорошую вещь. Речь идет именно о помощи: свой усилитель он компоновал и монтировал самостоятельно (как и корректор, и еще кое-что). Я могу лишь подозревать, в чем отличалось бы звучание, если бы он доверил монтаж мне - но мой монтаж (сто пудов!) выглядел бы куда более неряшливо. На мой вкус, звучание голосового регистра получилось выдающимся, а его интеграция с басом - вполне неплохой, но еще не вечер. Должна же быть тема для развития!..
Я до сих пор остаюсь поклонником "токового" питания динамиков, поэтому простительно, что по-прежнему вьюсь вокруг пентодников без обрятной связи. Макеты, которые я притаскивал в оправдание своих предпочтений, обозначили звук как ощутимый шаг вперед. Александр выбрал одно из решений (я бы тоже выбрал именно его) и повторил "начисто". Повторюсь: результат, на мой взгляд, достигнут очень хороший.
Что сказать конкретно? Каждый усилитель двухкаскадный, триод-пентод, с использованием старинных ламп. Поскольку СЧ-ВЧ диапазон воспроизводится парами идентичных динамиков, в каждом канале драйвер качает сразу две выходные лампы, у каждой свой выходной транс, напрямую подключенный к своему динамику. Самый нижний бас отрезает подобранный небольшой (но хороший) межкаскадный конденсатор. Помимо обязательной (как можно более точной) настройки выходной лампы под конкретную нагрузку, в усиле есть схемные изюминки. Они ничего не улучшают количественно, на уровне измерений. Однако на уровне звучания был достигнут, на мой взгляд, качественно другой звуковой результат, и добиться подобного при использовании классических схемных решений мне не удавалось. Пожалуйста, пусть мне позволят считать эти "изюминки" своими ноу-хау и не раскрывать до поры широкой общественности... надеюсь на понимание. У многих сейчас сложная ситуация. С отвращением к себе (уж и не знаю почему), но я нет-нет да и задумываюсь, а не придется ли прибегнуть к помощи паяльника, чтобы хоть немного выбраться из знакомой нынче многим финансовой жопы. До сих пор если что и делал, то только друзьям и только даром, за единичными исключениями. И вот сейчас на крайний случай хочу сохранить в заначке некоторые свои находки, чтобы хоть в чем-то конкурировать, если придется, с более профессиональными мастерами.
Конечно, своим по-настоящему хорошим (по крайней мере, на мой вкус) звучанием усил обязан еще и тщательному выбору элементной базы. Проверенные Хашимотовы сетевики и дроссели. Старые лампы. Правильные кенотроны и конденсаторы. Очень хорошие винтажные выходные трансы с минимально-достаточным секционированием. Эти трансы имеют вполне приемлемые, но вовсе не чемпионские измерения, при этом по "волшебности", завораживающей силе звучания очевидно превосходят гораздо более совершенные (технически) серийные трансформаторы современного хаайэнда.
Я продолжаю убеждаться, что личный вклад изготовителя, отбор материалов, учет направлений и прочая хрень - факторы, которые очень сильно недооценены большинством энтузиастов (и в этом смысле, я убежден, было хорошо, что Александр сам паял усил для себя - хотя потом мы еще и вместе его воспитывали).
То, что пишет Аббас на данную тему, во многом совпало бы с тем, что писал бы и я, если бы видел в этом смысл. Из любопытного для чокнутых: при подборе "букетов проводников" иногда более интересным оказывается не их параллельное, а именно что последовательное (по ходу сигнала) включение разных "созвучных", дополняющих друг друга проводков, и последовательность их включения тоже имеет значение; оптимальная длина проводников в монтаже не обязательно кратчайшая или абы какая; бывает, что хорошо звучащие проводники/детали во взаимодействии конфликтуют, оказываясь практически несовместимыми (но можно "уговорить" их помириться, и результат порой заставляет матернуться); возраст детали не гарантирует ее звуковых достоинств (впрочем, об этом много говорено), среди современных изделий таки есть (!) весьма звучащие; некоторые звуковые изъяны деталей могут быть скорректированы и обращены на пользу изделию в целом (в таких случаях как необходимость добавить "тембрирующий эффект" это очевидно), и так далее.
Системе по-прежнему есть куда расти. Есть мысли по поводу басовой части - но, как всегда, нужно вначале отмакетить и убедиться, а уж потом делать выводы."
...Ну, а я скор на выводы, как известно, поэтому продолжу.
Правильное количество низкой частоты в системе - это всегда вопрос вопросов! Копий вокруг него сломано - мама дорогоя - потому свои поберегу.
Скажу только очевидное.
Низкая частота является основой управления звуком. Чем ее больше, тем управляемей звук. Тем он основательней. Однако, основательность не всегда есть благо. Есть целый ряд инструментов, где перебор по НЧ только в радость. Например, духовой орган. Но есть и такие, для которых преувеличенный низкочастотный диапазон - прямая смерть. Скажем, для фортепиано. Легко заметить, что благом основательность становится для тоновых звуков. И, соответственно, для обертоновых она могила. Замечательно это проявляется в вокальных партиях.
В оперной партии мощная низкочастотная подушка делает, на мой слух, и без того великолепный голос Ирины Архиповой просто божественным:
Система Балаева. Ирина Архипова. - YouTube
В джазовой партии, она же, сглаживая, как ногтем по фольге, обертона, выносит свинг "за скобки" и упрощает звучание божественной Эллы Фитцджеральд до уровня просто грамотного вокала:
Система Балаева. Элла Фитцджеральд. - YouTube
Зато, когда начинается многоголосье в таком балансе, и ты ощущаешь как резонансные узлы перекрывающихся вокальных партий плавают по сцене, как шаровые молнии, поллюция приходит без промедления...
Тем более, что локализация источников звука в системе необыкновенная. Мне не раз приходилось до этого слышать ("видеть") исполнителей, расположенных вдоль сцены. Но я впервые "увидел" как легко они располагаются в глубине и даже перемещаются по сцене от микрофона к микрофону. Притом, я говорю это не про источники пикового, твердо очерченного звука (барабанов, к примеру), а про скрипача, положим, или вокалиста.
Вообще система Александра дарит массу невероятных ощущений. Сравнивать ее хочется с гигантским комбинатом по производству звука. С андронным коллайдером, по тому, как она проясняет нараз вопросы и ощущения, которые для нас, неторопливых слушателей домашних систем, были до того в высшей степени дискуссионны и туманны.
Это система, которая, без сомнений для меня, открывает новые уровни горизонтов, являясь в значительной степени мерилом, определяющим масштаб происходящего в нашей стране, в той странной области, которая для нас, любителей звука, как дом родной.
Поклон Саше за энтузиазм и реальный масштаб того, что он делает для звука, для себя и для нас, милые вы мои...
Для любителей же фактографии Александр по моей просьбе подготовил перечень аппаратуры в системе, милости просим:
CD транспорт Krell KPS-20i с ламповым клоком
DAC - Mark Levinson № 30.5
Вертушка - топовая Kuzma, тонармы Ikeda 407
Головки ZYX Universe II X SB2 и London Decca Reference
Фонокорректор - самодельный
Пред - самодельный
Усилители СЧ - ВЧ самодельные с подрезкой баса первым порядком (100 Гц)
СЧ-ВЧ динамики - самодельные
Кроссовер баса Accuphase F-25 (частота среза 100 Гц)
Басовые усилители Maxonic SD-013
Басовые динамики Maxonic 401
Катушечники: Studer C37 (2 шт) Studer A-80, Studer A-812 (2), Telefunken M15
|
Комментарии
Александру за то, что эта система случилась!
Михаилу и другим авторам, что помогали ее строить!
Евгению, который помог ее увидеть!
Сожалею, что не смог составить компанию и послушать звук в реале
Система замечательная.
Очень не понравились ролики, они ужасны!!! Чем это записано, видеокамерой или телефоном???
Ролики сняты айфоном. Про качество - спорить не буду. Я не случайно их разместил в тексте, со вполне утилитарной целью: сравнить влияние баса на вокал такой-сякой...
Эту систему записать невозможно. Представьте, по четыре сорока килограммовых максоника с усилителями на канал загнаны в тонкую щель диапазона в 80Гц... Иногда возникает ощущение, что сунул голову в колокол. Особенно, когда включили японские барабаны с композицией "Битва буйволов с тиграми" - и буйволы стали побеждать...
Какой там айфон-ё... ноги бы унести....
Очень хорошо, что находите силы ездить и публиковать замечательные репортажи, знакомя с уникальными Системами и Людьми.
Ролики тоже правильно записываете!!!
Сам вот планирую с коллегой приобреcти прибор Zoom Q8 и видео и звук в более менее приемлемом качестве записывает.
https://www.zoom.co.jp/products/field-video-recording/video-recording/zoom-q8
Система БАЛ уникальна, как и сам её хозяин!!!
Будем ждать дальнейших репортажей.
Относительно способа записи - это всегда проблема, да... Хоть ветку отдельную открывай...:))
Действительно результат выдающийся!!!
В связи с этим, очень интересно творчество Евлампия и AER!
Надеюсь познакомиться поближе.
И за Александра искренне рад, результат однозначно выше любого мыслимого покупного ХайЭнда!